Искусство задавать вопросы, или ключ к экономической оценке

БухгалтерВы спросите: «Дима, что ты втираешь нам какую-то дичь про Чингисхана и бани? Давай ближе к делу!». «Не все сразу», отвечу я. Вообще, удивительно, как люди относятся к финансовой оценке чего-либо, не говоря уже об оценке информационной безопасности. Будто это что-то сакральное.

Помнится, в 2013 году, на круглом столе у Алексея Лукацкого, когда я представлял метод оценки эффективности проектов по информационной безопасности, все вокруг говорили, что оценивать ИБ в деньгах — это очень сложно. Это просто неподъемная задача, и т.д. и т.п. Вообще, вся та выставка (а был это Infosec) была просто помешана на экономических показателях. К сожалению, дальше ROI (возврат инвестиций, который вообще к безопасности не применим) никто не ушел. На стенде у StoneSoft на слайде увидел NPV (чистая приведенная стоимость). До сих пор популярно мнение, что все пусть оценивают, что хотят, а нашу родную безопасность будем оценивать качественно и только так. Да и закончим с лирическим вступлением.

Как вы поняли по вступлениям (это которые про монголов и бани, а не про Лукацкого), ключевым понятием в оценке является корректность постановки вопроса. Помните, как в институте говорили? Вопрос — это половина ответа. Так и у нас.

Разберем пример. Пример будет на общую тематику. Как и в любом пособии, сначала надо понимать общую концепцию (оценка), а потом уже переходить к специализации (оценка безопасности).

Аккурат 30 ноября обратился ко мне хороший человек. Этот человек был инвестором, и хотел он вложиться в один старт-ап. У него были деньги, но он не мог определить, стоящее ли дело или нет? Обсудив условия работы и цену (как всегда надо быстро и просто), мы договорились об экспресс-анализе, и я стал общаться с разработчиком. Тема не шибко мне близкая – ресторанный бизнес, поэтому я мог сделать лишь негативный расчет.

В оценке чего угодно есть три варианта:

  • оптимистичный (или позитивный) – это когда нам прет не по-детски и все складывается самым удачным образом. Это наш потолок. Все, чего хотелось желать. Такого практически никогда не бывает. Если вы развиваетесь по оптимистичному варианту, значит вы упустили перспективные возможности развития.
  • пессимистический (или негативный) – это когда мы прикупаем два туза на мизере. Это наше дно. Катастрофа, мы просчитались, где могли, и балансируем на грани пропасти. Такое тоже редко бывает.
  • реалистичный — какая-то середина между позитивом и негативом. 95% всех оценок попадают сюда. Для простоты будем считать реалистичный вариант арифметическим средним между крайними вариантами (лишняя математика нам сейчас ни к чему).

Отдельно я выделяю понятие форс-мажора — это когда все не задалось настолько, что уже проще закрыться, чем мучиться. Некоторые смешивают это понятие с пессимистичным сценарием.

Поговорив с разработчиком и посидев 3 часа, выдал результат (обезличил, убрал расчеты и всякое конфиденциальное):

Экспресс_анализ_бизнес-плана

Как видите, все вопросы стандартные – посчитать инвестиции, TOS, точку безубыточности, пара шаманств — и готово. «Что за дичь?», – спросите вы – «Где конкретика?». Дьявол, в деталях. Конкретно здесь было сложно учесть специфику ресторанного бизнеса (а, говоря по-нашему, риски. Забегая вперед, скажу, что вся оценка информационной безопасности — это и есть специфика конкретного бизнеса):

  • расположение и проходимость;
  • средний чек;
  • меню и логистику.

Но все это просто делается даже просто в гугле, а если уж есть доступ к спецданным, то вообще легко. Главное что? Правильно, грамотно ставить вопросы. Расскажу только об одном, иначе это затянется.

Меню. Все накладные расходы (аренда, люди, коммуналка и т.п.) – это простые (линейные) параметры. Бери и умножай. А вот меню зависит от кучи параметров, которые мало того, что надо купить, так еще и привезти. Меню — вещь довольно сложная, там блюдо может состоять на 90% из овощей стоимостью 10 рублей, и 10% мяса стоимостью 900 рублей. Тут уже без разработчика (или говоря обще – владельца ресурса или информации) не обойтись. Получив от него данные, задача из нелинейной превратилась в линейную (бери и умножай).

Счетовод

И в заключении. Вы всегда сможете посчитать негативный вариант, и именно в этом ваша цель. Берите самые высокие расценки, самые плохие условия, годы вместо дней. Если вы будете понимать дно, то легче найдете потолок.

И тогда вы сможете уже переходить к сложным вопросам. Например, есть средство защиты от DDOS, годовая стоимость обслуживания 30 миллионов долларов. Надо ли оно нам? :)

Вот такая работка была у меня в начале месяца. Всего вам доброго.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 22 = 24