У Камина с Алексеем Лукацким: Как раскрутить свой ИБ-блог?

Как вы знаете, я очень люблю интервью. Особенно люблю интервью живые, а не по переписке. В живых интервью нет этой вычурной и сухой подготовленности. И тут значит, заглянул я к друзьям из Джет Инфо. Да-да, Рустэм, я помню, что маленьких обижать не хорошо. Но какой пиар был. В общем, не удержался.

Как всегда, читаю вместе с вами.

«БИЗНЕС БЕЗ ОПАСНОСТИ», ИЛИ ЗАЧЕМ СПЕЦИАЛИСТУ ПО ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СВОЙ БЛОГ?

Первый раз, когда я прочитал заголовок, подумал – «о, сейчас почитаем про каждому эксперту по блогу». Потом почитав содержание, я пришел к выводу, что заголовок – «зачем Алексею Лукацкому (специалисту) свой блог?» Это так же интересная тема. Поехали.

Пришлось сразу же похакать статью, т.к. она не копируется с Джет Инфо. Вернее копируется, и да же ссылка на статью автоматом вставляется, но вся разбивка на абзацы херится. :( Надеюсь это баг, а то как-то даже неудобно.

Алексей ЛукацкийСегодня мы беседуем с Алексеем Лукацким, бизнес-консультантом по безопасности Cisco Systems и автором одного из самых популярных ИБ-блогов в России «Бизнес без опасности».

– Алексей, ни для кого не секрет, что Ваш блог, посвященный теме информационной безопасности, является одним из самых популярных ресурсов на эту тему в России. Почему Вы решили запустить этот проект?

Как говорил Михаил Жванецкий, писАть, как и пИсать надо тогда, когда уже невмоготу. 10 лет назад, когда я начинал вести свой блог, в России это было в новинку и мне хотелось попробовать.

А как связаны слова Жванецкого с последующим повествованием? Мол, 10 лет назад стало невмоготу? Ну, и видимо, речь идет про ИБ-блоги. Так-то блоги уже были обыденностью.

Кроме того, у меня было много разных заметок и зарисовок, которые сложно было уложить в формат статьи, а терять их мне не хотелось. Поэтому блог стал прибежищем таких коротких текстов по ИБ. Кроме того, у меня была идея написать очередную книгу, и блог, как мне казалось, мог стать хорошим способом для хранения и систематизации материала.

Нашел упоминание о 3 книгах, видимо, до новой так и не дошли руки.

Потом я понял, что это не самая лучшая идея – блог очень плохо приспособлен для систематизации материала и последующего поиска в нем. Но к тому моменту бросать начатое было уже поздно.

 

– Почему Вы изначально выбрали именно формат блога?

А других вариантов просто не было. Их и сейчас нет для человека, который хочет чем-то делиться с окружающим миром.

Ну, я не знаю… Можно, например, что-нибудь реальное сделать. Систему там защитить…

Формат традиционных тематических СМИ не подходит для столь динамичной сферы, как наша.

Сферы, где уже 3 года застой? А за 5 лет из новых систем появились SIEM/SOC и второе рождение WAF?

Журналы раньше выходили один раз в месяц, сейчас и того реже. Поэтому я этот формат отбросил сразу. Газет в нашей области нет, а у еженедельников та же проблема, что и у журналов. Да и редакционная политика многих изданий не всегда позволяет публиковать все, что приходит мне в голову.

Надо понимать – именно по ИБ. Т.к. в блоге больше ни о чем не написано.

Подкасты и видеокасты требуют очень большой работы по монтажу, очистке звука и т.п. Я от этого формата отказался почти сразу. Поэтому блог – единственный вариант, который подошел мне для самовыражения.

 

– Кто является Вашей целевой аудиторией? На кого Вы прежде всего ориентируетесь?

Никогда не задавался этим вопросом перед написанием своих материалов.

А на PHD, говорилось об обратном…

Первоначально я писал свои заметки «для себя». Потом коллеги стали комментировать, репостить. Я втянулся в процесс, но по-прежнему пишу то, что так или иначе входит в сферу моих интересов (именно моих, а не моего работодателя). Так получается, что это также интересно многим.

В-третьих, те, кто может что-то написать интересное и поделиться своим опытом, предпочитают работать, а не брать в руки перо и радовать читателя (с) Алексей Лукацкий в другом интервью.

Отчасти потому, что мне удается (как говорят читатели блога) простым языком объяснять сложные вещи, систематизировать информацию, фокусировать внимание на важных моментах, например, в законодательстве.

Так блог же не подходит для систематизации… или имеется ввиду систематизация внутри заметки в 4 тысячи знаков?

Поэтому мои читатели – это широкий круг специалистов по ИБ или айтишников и юристов, которые вовлечены в процессы ИБ.

Да, видел, я юристов, которые апеллировали к блогу Алексея. Было забавно. О, вспомнил личную историю про этот блог, расскажу в следующий раз.

Под специалистами по ИБ я понимаю не весь спектр людей, вовлеченных в процессы информационной безопасности, а тех, кто больше сталкивается с процессами, нормативной базой, процедурами.

Да, у нас тут сегрегацией попахивает…

То есть это ближе к CISO и ведущим специалистам по ИБ. Технари не являются моей целевой аудиторией; для них я «пиджак» или «бумажный безопасник». Также меня читают регуляторы – поэтому часть моих заметок (пусть и не явно) адресована им.

 

– На рынке ИБ существует шутка про молодых специалистов по информационной безопасности, которые учились профессии, читая Ваш блог. Вы чувствуете какую-то ответственность перед своей большой аудиторией? Влияет ли она на контент?

Ну, не такая уж и шутка. При желании их даже почитать можно :)

На мой контент влияю только я и мои интересы. Я никогда не пишу в угоду аудитории или для удовлетворения ее потребностей.

А еще в угоду работодателям, и ключевым (для работодателя) регуляторам…

Но ответственность за «тех, кого я приручил» я безусловно (здесь должны были быть запятые?) чувствую. Особенно когда хочу перестать писать с такой же периодичностью, как и раньше. Но я понимаю, что многие специалисты уже привыкли получать актуальные материалы, особенно по законодательству, из блога, и поэтому я продолжаю писать.

Еще бы нести ответственность за свои за «свое» прочтение нормативки…

Но это окупается тем, что я часто на мероприятиях слышу слова благодарности от людей, которые говорят, что мой блог им сильно помог в свое время и продолжает помогать в текущей работе. Значит, пишу я не зря.

– В профессиональной жизни блог помог Вам? Если «да», как именно?

Во-первых, блог учит выражать свои мысли «на бумаге», позволяет оттачивать язык, что полезно само по себе, а также помогает при выступлениях и написании тех или иных материалов. Во-вторых, публикации в блоге дают определенную известность; сначала в среде специалистов, потом тебя индексирует Google, и тебя узнает большее количество людей. Тебя начинают приглашать на различные мероприятия для выступлений, что нередко позволяет экономить маркетинговые бюджеты Cisco J.

Мне, кажется, или тут прямым текстом сказано – что цель блога, сделать экспертом для участия в мероприятиях, где можно делать продукт плейсмент работодателя?

В-третьих, именно блог стал моим «трамплином» при общении с регуляторами, при включении меня в различные рабочие группы и экспертные советы.

Видимо, не кажется…

Видимо, их организаторы посчитали, что я достаточно квалифицирован, чтобы заниматься не только графоманством и публичной критикой,

Хинт от гуру: хочешь раскрутить блог – критикуй.

но и приносить пользу, участвовать в разработке и экспертизе нормативной базы. Некоторые из моих коллег, насколько я знаю, используют блог как бесплатный пропуск на мероприятия по ИБ – этакое удостоверение журналиста. Есть и ряд других «бенефитов», которые дает мне блог, но пусть они останутся моим секретом.

Наливают? Алексею не наливают. Помогают продавать? Алексей не продает… Мб лоббировать интересы работодателя?

– Зачем вообще специалистам по безопасности вести блог?

Зачем крупные компании занимаются благотворительностью?

Что бы проиариться. Делают они это максимально публично и открыто, что бы на фоне выгодоприобретателей большое такое лого благотворителя было. Бескорыстно делают – тихо.

Им хочется делиться с менее обеспеченными организациями и людьми своим «богатством».

Ох, Ричард Докинз, наверно, бы сделал facepalm.

Попутно они получают и некую PR-составляющую, но это не всегда. Так и специалисту по ИБ, который достиг определенного уровня квалификации и опыта, иногда хочется делиться своим положительным, а иногда и отрицательным опытом с другими людьми.

21 октября 2016 года, у Алексея было другое мнение… см. ссылку на интервью выше.

Начинается все с кулуаров на мероприятиях, потом следуют выступления на конференциях, потом аудитория расширяется на сотни, а то и тысячи человек. Это одна из причин. Есть и другие – я их описал, отвечая на вопрос о том, чем помогает блог в профессиональной жизни.

Еще блог, помогает выбить себе место потеплее и зарплату побольше. На рынке есть примеры, когда основным достижением людей, были блоги-выступления.

– Если у Вас дальнейшие планы по развитию блога? Может быть, Вам интересно было бы попробовать какие-то новые форматы?

Я много лет порываюсь создать собственный сайт, чтобы вести на нем ряд проектов, которые у меня законсервированы и просто ждут своего часа. Но меня останавливает одно – безопасность сайта.

С одной стороны – дельные слова для безопасника.

Сейчас, на площадке Google, я могу быть уверен в том, что вероятность взлома блога близка к минимальной – все работы берет на себя Google. В случае со своим сайтом я получаю больше гибкости, но и больше головной боли.

С другой – какое-то зарывание головы в песок от злых хакеров…

Мне придется думать о непрерывном улучшении сайта, его стабильности, пропускной способности, безопасности. А у меня времени не хватает, чтобы вести просто блог. Если бы я зарабатывал на этом проекте, то может я и сделал бы этот шаг «в пропасть». Пока же меня устраивает текущий вариант. Планы по его развитию я не форсирую, хотя идей полно…

Ждем-с.

– Алексей, какой бы Вы дали совет молодому специалисты, который бы хотел начать вести свой блог и развиваться в этом направлении? С чего ему начать?

Советов я могу дать два и оба они касаются абсолютно любого дела. Первый совет – начать. Второй совет – не бросать. Все остальное вторично. Разумеется, за кадром остается еще много разных вопросов, от которых зависит успех блога. Например, целеполагание, наличие практического опыта или умения систематизировать информацию. Неплохо русским языком владеть на хорошем уровне, чтобы читать заметки было интересно не только с точки зрения содержания. И еще один совет – блог не должен быть самоцелью и вестись ради собственного PR, как это иногда бывает.

… вестись ради собственного PR, как это делаю я.

 

Как вам? Я лично прочитал с удовольствием. Учитесь у мастера. А в следующий раз поговорим про раскрутку блога.

Всех целую.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

× 7 = 63