Здравствуйте, здравствуйте мои дорогие любители посчитать чужие деньги. Давно я не затрагивал темы экономической оценки. Должен поделиться своей радостью: уже самые хитрые начинают седлать тему оценки ИБ. В частности, Андрей Прозоров активно интересуется, где бы ему что-нибудь подсмотреть. :) Но пока смотрит не там. Но не суть, пусть это его начальник оценивает. Хочу поделиться с вами очередным кейсом по оценке.
Значимые критерии
Сама по себе оценка — вещь простая: бери и складывай, умножай. Большая толика проблем лежит в выборе критериев, что же собственно считать и как это делать. Если вдруг кто-то слушал мой филлер на Инфосеке, то знает, что единицу оценки называют критерием. Критерии можно собирать в группы и оценивать сразу группу.
Разумеется, надо оценивать лишь значимые критерии, а незначимые не надо. Именно выбор незначимых критериев порождает смех, когда безопасник приходит со своими «экономическими выкладками». Например, Алексей Лукацкий уже пару лет ходит по конференциям и рассказывает, что безопасники определенных бизнесов должны прийти к директору и всунуть инновацию: «а давайте всех посадим работать удаленно! Внедрим BYOD, сэкономим на электричестве, офисных площадях и т.п. И BYOD. BYOD!!!!!11111» Первый раз я это услышал на вебинаре RISK. Даже сделал кучу пометок, и когда-нибудь я до них доберусь.
Смысл в другом: подобный безопасник, если и не отправится сразу на хедхантер, то точно сильно сдаст позиции в компании. Все из-за того, что Алексей придумывал свои пассажи, чтобы продавать BYOD от Cisco, а не решать конкретные задачи бизнеса.
Теперь давайте разберем упражнение по выбору значимых и незначимых критериев.
Упражнение
Решил я купить жене машину. В результате долгих мытарств мы выбрали Ford Kuga, черного цвета в топовой комплектации. Сходили на тест-драйв, и стали разговаривать о цене.
Основными салонами мы выбрали: Major Auto и Рольф Сити. Оба лидеры по продажам Ford в России. Собственно, и планировалось выбрать между ними. И мы даже это сделали, но потом началась серия кидков и подстав, которая и породила данное упражнение.
Суть такова: менеджер Рольф Сити, назовем его Руслан, так обрадовался, что мы выбрали его, что предложил в нагрузку к зимней резине и защите картера гарантию на 5 лет, 3 ТО бесплатно и поездку в Грецию. Затем Руслан позвонил полдесятого ночи и сказал, что мы его обманули, и он нам ничего не обещал, за нашу резину он платить не будет, и идите нафиг.
После многократных разговоров с начальством Руслана нам дали нового менеджера, который ухудшил (!) предложение на 30 000 рублей. Поговорив с Мэджером и еще одним салоном, у нас возникло три предложения:
Если оценивать данные критерии качественно, то, конечно, надо брать Рольф. Ведь они столько предложили бесплатно, плюс халявная поездка – ляпота. Но давайте оценим каждый из критериев.
Разумеется, сразу из расчета надо выкидывать поездку. Поездка в Грецию, по аналогии с желанием Алексея продавать BYOD, не является значимым критерием при выборе автомобиля. Плюс к этому, хотя сама по себе поездка оплачивает проживание в течение 8 дней (а это около 30 тысяч), перелет и прочие расходы на вас, а это те же самые 30 тысяч или больше, ведь вы туда отдыхать едете, а, следовательно, потратитесь. Если и включать данный критерий в оценку, то скорректировав на величину расходов.
Кстати, новый менеджер Рольфа прекрасно понимал, что поездка – фуфел, т.к. сразу отказался снизить стоимость машины на величину поездки. :)
Примерно таким же образом можно было бы избавиться, например, от гарантии или ТО3. Но не будем этого делать, чтобы не городить теорию.
Следующий шаг: оценить полноту критериев. Это значит ответить на вопрос: учтены ли все значимые критерии, влияющие на оценку?
Ответ: нет, не учтены.
Т.к. сейчас для машин, проданных в кредит, идет большая скидка, то для его оформления надо оформить КАСКО. Следовательно, сумму страховки также надо включить в критерии (можно и сумму дисконта за кредит). ОСАГО включать не стал, т.к. его цена везде одинакова.
Немного посидев на телефоне и уточнив все цены, мы получаем следующее:
Вуаля. Оказывается, что лучшую цену дает Favorit Motors, который не зажопил работы по установке картера.
Ford я в итоге не купил, и, скорее всего, никогда уже не куплю. Пропало доверие к марке с такими «лидерами продаж». Да и политика кредитования у них странная.
А на этом все, до новых встреч.
P.S. В копилку разводок и приколов бизнеса по-русски:
1. Никогда не подписывайте в Рольфе предварительный договор до решения брать машину. Во-первых, он вас нифига не защищает. Мой договор уже аннулирован на основании телефонного разговора (!). Т.е. договор есть, но машину по нему я уже никогда не куплю, если захочу. Фактически – это психологический трюк, чтобы вам было лень ехать и расторгать его.
Во-вторых, это не позволит воспользоваться хорошими предложениями в других Рольфах. Было хорошее предложение в Рольф Центр, но из-за «корпоративной политики» я им не смог воспользоваться.
В-третьих, предварительный договор не фиксирует даже стоимости машины. По сути, это все тот же развод, нацеленный на лень покупателя. Вы вполне можете приехать и увидеть + 50 000 к цене. :)
2. Сотрудники Рольф Сити с радостью поливают дерьмом другие автосалоны Рольф. Например, на мой вопрос «почему в Рольф Центр точно такая же машина на 100 000 дешевле», менеджер, не моргнув глазом, сказал, что они все подлецы и обманщики, вводящие в заблуждение клиентов. А самая честная цена у него.
3. Главное — не покупать в автодилере допоборудование, если его не дают в подарок. Главная накрутка происходит на работах (сюрприз!). Например, одинаковый перечень оборудования в Мэджоре стоил 130 000 р., а в Рольфе – 200 000 р. Интересно, сколько же у них ТО стоит? :)
Если не хотите потратить свое время, не покупайте Ford в Рольфе.