Суть стартапов

Закончился мой поход в Кибербитва, я с треском проиграл. Из положительных моментов, меня все же пустят постоять на BISA и может быть даже покормят. Обсуждали мы тему сложную, и я примерил на себя роль жопоголика («Шеф, шеф, все пропало! Гипс снимают, клиент уезжает!»). И где-то в середине, все сместилось немного на обсуждение стартапов вообще, и в ИБ в частности.

Надо сказать, что вещь это премерзкая и гадкая. Во всяком случае, в тех проявлениях, что мне доводилось видеть. Я шибко никогда не интересовался стартапами и стартаперами. Долгое время для меня это было синонимом молодого предпринимателя. Обратил мое внимание на это Михаил Забулонов, человек крайне сведущий в наших поибешных и итишных делах. Человек абсолютно незаметный в блогосфере, как говориться – известный в узких кругах. Тогда он возглавлял отдел, в котором я работал. Кстати, как-нибудь я расскажу обо всех своих начальниках, которые, за единственным исключением, были люди уникальные, и я много у них почерпнул.

Стояли мы как-то в курилке, обсуждали разные тактические вопросы, и зашла у нас речь про один из наших поибешных стартапов. Мы обсуждали, стоит их включать в наш портфель или нет. Слово за слово, перешли на наших внутренних молодых разработчиков. И Михаил сказал фразу, которую я запомнил (в сокращении, а то меня больше никогда никуда не возьмут работать):

«Разница между стартапером и (молодым) предпринимателем в том, что предприниматель продает продукт, а стартапер – себя. Цель предпринимателя – прибыль, стартапера – убытки.»

Все это сопровождалось рядом веских фактов из жизни уважаемых на рынке компаний. Я темой заинтересовался, и занялся своим любимым делом – наблюдением. И сейчас расскажу вам о своих выводах.

Как люди решают открыть свое дело? Кому-то надоедает работать на дядю, у кого-то есть крутая идея (идя все жизни), которая ему кажется стоящей и он бросается в пучину бизнеса. Мотивы самые разные. И, вот, начинающий предприниматель решает продавать новый продукт (с услугами все немного по-другому). Человек ищет единомышленников, делает прототип или опытную партию. Ищет деньги, зачастую кредитные, или продает что-нибудь не нужное. Находит первых покупателей, и если товар стоящий: покупателей становиться больше, равно как и денег. И дальше все по классике рыночной экономики.

Глобальная цель предпринимателя – прибыль. Локальная – выход в точку безубыточности, и расширение доли рынка.

Что же делает стартапер? Стартапер делает красивый сайт на 3 языках, заказывает себе бархатные визитки и делает красивую презентацию. Помниться лет 5 назад была история, как очередной стартапер замутив очередной стартап – продал квартиру в Москве, что бы заказать дизайн сайта у Лебедева. О чем не преминул всем сообщить.

Да, старатперы не хотят сидеть в одном бизнесе, им надо открывать стартапы. Какое мероприятие их не посмотрите, какие новости не прочитай – наткнешься на человека с характеристикой «опытный стартапер».

Чем он все это делает? Конечно, чтобы найти инвестора. Стартапер не готов взять кредит под залог квартиры, и строить свое дело. Видимо, подсознательно чувствует, что идеи гнилые. Стартапер хочет продаться какому-нибудь инвестфонду, за большую долю. Инвестфонду, кажется, что он в выгребной яме отыщет жемчужину (не своими же деньгами рискует). Это не происходит, почти, никогда. Поскольку ни один дурак, не будет стоящую идею реализовывать с неизвестными людьми, которые еще и будут вмешиваться в рабочий процесс. На стоящую идею вы быстро найдете себе единственного инвестора, и общаться будете только с ним, а не с безликим инвесткомитетом.

А, вот, всякая лажа и срединные идеи, крайне нуждаются в быстрой продаже. Т.к. людей много, мыслей мало – и пока вы придумали очередной мессенджер, еще тысячи уже делают это по всеми миру.

Поэтому стартапер оформляет идею в кучу красивых слайдов, пишет бизнес-план на 2 млн. баксов и идет по инвестфондам. В итоге продав идею и получив деньги, стартапер вливается в тусовку стартаперов, где они живо обсуждают особенности стартаповедения за яблочным смузи. Да, разумеется все это происходит в модном коворкинге. Кстати, об инвестфондах (наших разумеется). Такое ощущение, что они делают большую прибыль на всяких обучениях и поместной сдачи коворкингов стартаперам, чем от основной деятельности.

Именно поэтому стартапера не интересует прибыль. Он уже получил свои деньги, продав долю. Конечно, в идеале продать 95% и свалить через годик. Развалиться все? «Ну, так я ж ушел. Вот, новый бизнес мучу, здесь я до конца.»

Высший пилотаж стартапера, при колоссальных убытках, все повернуть на привлечение больших инвестиций. Там где предпринимателю при 1% убытков, будут грозить кулаком и обещать различные кары, стартапер при 150 млн. убытков улыбнется, и проведет презентацию для инвесторов о том, что необходимо еще 120 млн.

Возьмите Маска и Тесла – полный развал проекта и освоение денег. Один маркетинг и технологии, отстающие на два поколения. Или тот же Маск и SpaceX. Или Элизабет Холмс и Theranos, там до прямого вранья опустились. Денег кучу угрохали, компания в предбанкротном состоянии, а Элизабет успешная женщина предприниматель. Глядишь, скоро новый стартап замутит. В наших стартапах все точно также, масштаба поменьше.

А ключевая разница лишь одна. Предприниматель, выводя новый продукт, ищет покупателя. Если у него нет покупателя, и продукта — нет. Как уж это будет, зависит от товара. Понятно, что стартаперу клиент не нужен, и даже вреден (инвестфонд денег не даст). Главное получить деньги, два года разрабатывать осваивать бюджет, а там и новый можно стартам замутить.

На кибербитве, пробовали обосновать тезис, что крупные компании , через покупку стартапов двигают свои технологии. За большие деньги, разумеется.  Этот тезис довольно спорный. Если откинуть недружественные поглощения, покупки с целью уничтожения конкурента, и просто случаев, когда стараперами называют всех, даже предпринимателей. То картина печальная.

Вот, Intel купил McAfee, которая до этого купила Stonesoft. Помаялся пару лет, и продал. Или Microsoft купил Nokia, помаялся и продал. Деятельность, организуемая с целью подороже продаться, ни к чему путевому, как правило, не приводит. Рынок двигают энтузиасты, которые бы и без корпораций с инвестфондами себе бы долю рынка выбили, ибо делают что-то конкретное и, иногда, нужное.

Всего вам доброго.

 

UPD: Свежий пример из жизни стартаперов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 4 = 4