Что-то в последнее время всех стала волновать публичность. То на PHD два часа пытались обсудить, нужна ли публичность вообще. То теперь Рустэм поднял тему, что вендору не с руки критиковать кого бы то ни было, ведь это может быть потенциальный клиент.
Текст под катом
Плохо быть вендором. Реально трудно стало писать критические посты, самоцензура душит.
Только начнёшь гнать на сотового оператора, а потом подумаешь — наш же клиент, он нам денег платит гораздо больше, чем со счёта списывает, а вдруг обидится? Наедешь на банк — ну вот же платёжка за наш софт, ну, простоял за карточкой час, не рассыпался же. Госуслуги два раза начислили — да вот только большой проект с ними забюджетировали. Бензин на заправке недолили — да нам сейчас с этими нефтяниками техподдержку продлевать. Электрички подорожали — а нам сейчас проект расширять. Самолёт задержался… Плитку кладут… Почта задержала…
ну и так далее.
На клиентов вообще грех наезжать. Но и на интеграторов наедешь ненароком — так они, кормильцы, денег нам носят, и бегом извиняться. На чиновников — да они же нам импортозамещение куют. На блогеров — они ж ИБ в массы несут, рынок расширяют.
Рустэм прав: пишущий-выступающий человек однозначно ассоциируется со своим работодателем, как бы Алексей Лукацкий не пытался всех убедить в обратном. Да, каждый имеет право на свое личное мнение, которое может не совпадать с … , но мы не живем в мире вселенской справедливости. Поэтому все, что бы вы не сказали, будет распространяться на все сферы вашей деятельности.
А вот вопрос самоцензуры крайне спорный (конечно, если там не одни матюки). Тут переплетаются два вида отношений: вендор-заказчик и блогер-заказчик. Происходит это на уровне того, что блогер работает в вендоре, а заказчик поставляет услуги блогеру, одновременно покупая у вендора.
Ситуации «самоцензуры» надуманы и вредны для физического и психического здоровья. Если вы покупаете чьи-нибудь товары или услуги, делаете это регулярно и осознанно – продавец становится вам почти другом. Крайне сомнительно, что вы будете постоянно что-то покупать у неприятной вам компании, даже если это всемирно признанный лидер рынка. Одно из свойств дружбы – говорить неприятные вещи с целью помочь, а не разрушить дружбу.
Например, меня как-то очень сильно кинул Мегафон – три недели без связи на основном номере по их вине, постоянные закрытия заявок без решения, и даже деньги не вернули. Поэтому во всех опросах, которые начинаются фразой «вы зарекомендовали себя как надежный клиент и т.п.», я режу им правду-матку. Но я не ухожу от них, т.к. это был пока единственный случай в 15летней дружбе.
Если не говорить о плохом, то оно так и будет длиться и длиться. Если раньше боялись идти против линии партии, теперь боятся невидимой руки рынка: это наш потенциальный клиент, не надо его обижать.
Уж я сильно сомневаюсь, что безопаники (ЦА Рустэма) сильно обидятся, что кто-то в их компании — криворукие дебилы. И, я уверен, многие об этом знают и сами негодуют.
И совсем странно сдерживать себя в ситуациях – «ух, написать бы! нельзя, контракт сорвется». Рынок на то и рынок, что работаешь с тем, кто работает с тобой. Предположим, совершенно негативная компания хочет купить ваш продукт. Но эта компания не нравится вам совершенно, и вы можете влиять на процесс продажи. Продадите? Крайне сомневаюсь.
Сколько известных сегодня европейских фирм гордится своим сотрудничеством с НСДАП? Вот и не будем спорить про «контракт сорвется».
Конечно, это не касается каких-то общепотребительских товаров. У нас такими могут быть, например, антивирусы. Но в любой более или менее проектной деятельности так и есть. И часто это могут исправить лишь крайне сумасшедшие деньги, как, например, переплачивают в нашем футболе легионерам. Я сам был несколько раз свидетелем, когда компании-исполнители отказывались от крупных договоров по причине неприязни. Это как если бы Solar захотел купить пару лицензий Infowatch.
К тому же, ярость имеет свойство накапливаться. Такое у нее свойство. Поэтому ей надо давать выход. Понятно, что ограничитель «сделка сорвется» очень плохой и приводит к стрессам. Представляете, вы целый год работаете с людьми, которые вас бесят, и не можете им об этом сказать. Да люди за стволы берутся от такого через пару недель, что уж говорить о переживании такого из года в год.
А ведь все начинается с простого. Если вы уже многолетние партнеры, то вам будет гораздо проще донести до друга его ошибки, сделать это не больно и, самое главное, предложить решения. Ведь вы знаете куда больше тех, кто не пользуется их услугами, и о вас знают больше и скорее прислушаются.
Как-то так.