Знаете, люблю я серийные материалы. Такие, которые не ограничиваются форматом одной заметки или статьи. Когда можно полно раскрыть тему, постоянно обдумывая и обсасывая мысль. И, что немаловажно, все это с течением времени обрастает мясом, давая на выходе законченный продукт. Понятно, что разовые заметки этого не позволяют.
Почти все мои прошлые серии подошли к концу или вот-вот закончатся (раз, два).
Я решил начать новую серию, которая мне очень близка, и которую я давно хотел воплотить в печатном слове. Серия о ключевых навыках безопасника, тех, что постоянно используются нами в повседневной жизни. Это применимо ко всем безопасникам – будь то офицер СБ, ресечер, инженер или пресейл. Надеюсь, серия вам понравится.
Навык: работа с таблицами
И начнем мы с самого базового навыка – работа с таблицами. Многим может показаться, что это ерунда — кто ж не умеет с ними работать? Да и не навык это ни какой, так, подразумеваемое требование офисного работника.
Смотря как к этому навыку относиться. Когда руководитель спрашивает вас, какой бюджет вам потребуется на следующие три года – вы используете таблицы. Когда заказчик спрашивает вас, какое решение вы порекомендуете – вы используете таблицы. Когда надо сделать модель угроз – вы используете таблицы.
Таблицы — это неотъемлемая часть нашего офисного бытия. Кто-то их использует чаще, кто-то реже. Например, пресейл может их рисовать целыми днями. Одну табличку в КП, другую в сравнение, третью – для календарного плана инженеров.
Таблица обладает одним ключевым преимуществом перед текстом – ее очень просто читать. Таблица – это квинтэссенция текста, выжимка, сухой остаток. Конечно, если она правильно составлена.
Ошибка №1. Многие пробуют загнать в таблицу как можно больше текста. Берут и копируют из текста целые предложения и абзацы. И это делает таблицу совершенно нечитаемой. Таблица — это способ быстро сравнить и принять решение. В идеале там должны быть цифры, да/нет, плюсы и минусы.
Из этого следует Правило №1: Если таблица сравнительная, то в ней должно быть минимум 2 сравниваемых решения.
Вы не поверите, но многие делают таблицы с 1 решением. Если у вас одно решение, используйте маркированные списки.
Правило №2: столбы должны отражать сравниваемые решения, а строки — критерии сравнения.
Мы легче воспринимаем информацию сверху вниз и слева направо. Вот пример.
А теперь транспонируйте таблицу… Кавардак.
Правилом хорошего тона является нумерация строк. Даже если таблица к экселе, лучше продублировать. Гораздо проще сказать «строка номер 4», чем «в критерии технические требования 4».
И уж тем более не стоит вносить в критерии строки, по которым сравниваемые параметры не различаются. Конечно, если это явно не требуется. В примере выше все критерии были заданы заказчиком, и от них нельзя было отказаться. Особенно этим грешат вендоры в желании показать, что они не хуже. Представьте себе сравнение средств защиты от НСД ОС WIndows со следующими критериями:
- Поддержка ОС Windows;
- Поддержка ОС 32 и 62 bit;
- Поддержка мыши.
Утрирую, конечно, но сплошь и рядом встречается.
Правило №3. Не врите в таблице. Как бы ни заманчиво было немного подкрутить данные в свою пользу, наглядность таблицы быстро позволит выявить вранье. Вас сразу ткнут носом, что скомпрометирует всю работу.
Также не работает мифическое «правильное расположение» требуемого варианта. Многие бизнес-тренеры рекомендуют проталкиваемое решение ставить в середину. Да, иногда это может и сработать, но вместе с тем откроет вашим недругам информацию о ваших манипуляциях. А кто-то любит себя ставить в первой колонке. Мол, нас сразу заметят. Но если решений много, то первыми же и забудут. Кто-то боится быть последним – мол, очередь не дойдет. В сущности же все позиции одинаковы.
Я люблю выстраивать все в алфавитном порядке. Это просто и понятно.
Не бойтесь вставлять в таблицу сноски и примечания. Это покажет, что вы экономите время ваших коллег. Кто захочет, уверяю вас, и сноску прочитает, и в исходном тексте разберется.
Отдельный вид таблиц — пояснительный. Например, структура цены в коммерческом приложении или запрос бюджета на следующий год. Тут уже никаких сравнений, просто сжатая информация. Правила все те же:
- Понятность критериев;
- Отсутствие лишних строк;
- Последовательность изложения.
Многие любят добавлять лишние колонки, например, единица измерения. А вы продаете только в штуках и никак иначе. Выглядит глупо.
Пока на этом все. Про таблицы можно много говорить, ими, как и всем, можно манипулировать. И иногда это прокатывает. Но об этом как-нибудь в другой раз.