А где пруфы, Билли? Нам нужны пруфы

Золотое правило блогера гласит – пиши часто и много. Если ты блогер по машинам, пиши о том, как ты тестил машины, ездил на них, смотрел из окна дома, видел картинки в интернете и играл в машинке в детстве. Чем больше говоришь по теме, тем больше будут думать, что ты шаришь в теме. Бич каждого блогера – темы заканчиваются. И тогда приходит на помощь муза креатива, придумывается какой-нибудь фуфел и с треском разбивается в пух и прах.

Думаете, я преувеличиваю? Давай рассмотрим свежий пример из нашей иб. Как вы знаете, главный эксперт отрасли – Алексей Лукацкий. Алексей человек широких взглядов и интересов. Особое внимание Алексей уделяет взаимоотношениям бизнеса и безопасников. О чем и пишет, в его понимании. Для иллюстрации своих тезисов Алексей рассказывает истории. Вот свежая.

SOC бесполезен, если он не может увязывать технические и бизнес-показатели

(оригинал)

…дзынь-дзынь-дзынь
— (Блин, ну кого еще в субботу в такую рань принесло? Почему я забыл включить «Не беспокоить» на телефоне?..)
— Да!
— Привет, Сергей! Это Иванов.
— Доброе утро, Степан Петрович! Что-то случилось?
— Да, случилось, Сергей! Вчера поздно закончился совет директоров. Мы стали получать меньше денег! Явно негативная динамика за последнюю неделю.

Т.е. о проблеме знали вчера вечером, а позвонили в субботу утром? В реальности, если бы была такая проблема, Сергея дернули бы в пятницу, и он бы помчался из дома на работу. А еще вероятней, все потенциально необходимые люди задержались бы на работе, чтобы быстро дать пояснения/исправить проблему.

— Это плохо. А причем тут я? Я же отвечаю за кибербезопасность!

Реальный Сергей ответил бы «за безопасность» или «информационную безопасность». Хотел бы я посмотреть на компанию, где есть отдел кибербезопасности, и сколько у них отделов безопасности по чему-либо вообще.

— У нас не работают системы!

Если знают что не работает, или из-за чего – живые люди так и говорят.

— А причем тут я-то? Это надо обсуждать с департаментом продаж или, на крайний случай, с айтишниками. Зачем ты звонишь мне?

Алексей, вы в своем же тексте нарушили иерархию разговора. Если в начале это Степан Петрович, то почему здесь «ты»? Почему в начале тогда не было «херли ты с утра звонишь? Что случилось?»

— Нет, ты не понял. У нас не работают системы и это из-за тебя; то есть твоих бойцов!
— Не может такого быть. Но давай я проверю и перезвоню через 15 минут!

…прошло 15 минут

— Степан Петрович, это Сергей! Я дернул дежурную смена нашего SOCа — у них все зеленое. Все индикаторы в норме и так уже недели две. Это не может быть из-за нас.

Так все-таки Степан Петрович. Все признаки того, что история выдумана. Впрочем, ничего плохого в этом нет, мысленные эксперименты нужный инструмент.

— Хорошо, Сергей. Давай в понедельник часиков в 7 приходи — будем разбираться!..

— Хорошо, Степан Петрович! Буду в 7 утра в понедельник. Хороших выходных.

…ту-ту-ту-ту…

Блин, ты уже в субботу позвонил. Если дело срочное и компания работает 24/7 (есть дежурные смены), почему всех не дернули в выходной на работу? Судя по всему, Степан Петрович тоже кому-то отчитывается, и его назначили главным по разбору ситуации. И это он должен в 9 утра отчитаться о причинах и принятых мерах. Поэтому Сергей сейчас поднимает свою пятую точку и весь свой отдел и мчит на работу, чтобы Степан Петрович владел всей информацией в понедельник утром.

Руководитель службы ИБ пытался долго заснуть, но не мог. В итоге он сорвался на работу, чтобы разобраться в ситуации и к утру понедельника иметь всю информацию для общения с генеральным директором.

Т.е. Степан Петрович генеральный директор… Сергей на него компромат что ли имеет или родственник, что он ему тыкает?

Проверки всех ключевых показателей ничего не дали — доступность торговой Интернет-площадки была в пределах допустимого — 99,9%. Число мошеннических транзакций нулевое. Угроз e-mail тоже было немного — 0,02% и все были отбиты на шлюзе. IPS, NGFW, анализ Netflow, контроль доступа… Все в зеленых зонах. Что же случилось?..

Алексей очень любит вводить новые термины. Обычно говорят об отсутствии инцидентов или их малой критичности. Что такое «зеленая зона»? Тюрьма для пограничников?

— (А может это Миша, наш дорогой CIO, решил поквитаться за прошлый раз, когда я обвинил его в том, что вся сеть легла из-за него, а не из-за накрывшей нас эпидемии вредоноса? А может  это Васильна взхъелась из-за того, что мы ей перекрыли доступа на сайт знакомств? Ну а фигли, хоть и финдир, а надо соблюдать политики. С чего они вообще решили, что это мы виноваты и почему SOC за сотни миллионов рублей ничего не видит?)

Потому что надо было его покупать у Cisco?

…прошло два дня…
В понедельник к обеду выяснилось следующее:

За 10 минут недоступности торговой Интернет-площадки из-за DDoS-атаки отвалилась ключевая сделка, которая должна была принести компании 27% ее недельного дохода.

Вот это поворот. Т.е. основной бизнес компании происходит в интернете. Ключевая площадка хостится в компании (ни резервной площадки, ни балансировки нагрузки). Чем же можно заниматься, что на твоей торговой площадке могут за одну сделку сделать 27% дохода? Наверно, ты что-то продаешь. А т.к. ты тратишь «сотни миллионов» на SOC, продаешь ты через электронную площадку много и товар твой нужный.

Вопрос, что же это за контрагент такой, который отказался от сделки из-за 10 минутного ддоса? Если сделка ключевая, то ее долго готовили, а, следовательно, о проблеме было бы известно тот час же. Продажники бы сразу вой подняли и уговорили бы клиента подождать или перенести сделку. Ни один покупатель не будет срывать покупку нужной ему вещи, т.к. он потратит больше времени на поиск аналога, согласование условий, заключение договора и т.п.

Система защиты e-mail посчитала за спам рассылки маркетингового департамента и клиенты перестали получать предложения с последующим снижением покупательской реакции. 12 тысяч сообщений «выброшено в пропасть» — покупательская активность снизилась.

Алексей, я понимаю, что защита от спама тема уже старая и обыденная. Но нельзя же так. Спам-системы в первую очередь направлены на отсев внешних писем. Обычно внутри 12 тысяч сообщений может дропунть smtp-релей, у которого может быть ограничение на количество писем в очереди. Но тогда бы это давно решили, ведь рассылка производится не в первый раз.

Допустим, спам-защита смотрит внутрь, значит ее поставили недавно (иначе бы такой фейл выяснился бы давно). Следовательно, завалена опытная эксплуатация и приемка системы, т.к. департамент маркетинга, видимо, в них не участвовал, как один из главных пользователей ресурса.

Ну, и мерить покупательскую активность по почтовым рассылкам – это верх бизнес-показателей. Алексей, вы сами-то рассылки читаете от многочисленных банков, клиник и магазинов, что вам валятся в ящик? Там конвертируемость ниже 1%.

Антифрод не увидел ни одной мошеннической транзакции. Да и откуда? Стоящий на периметре WAF отсек 3% клиентов, даже не дав им разместить заказ.

Чего? Т.е. если WAF отсек, то инциденты должны быть на нем. Опять же вопрос – как принимали систему? Почему отсек? Что это за бизнес, где одна сделка приносит 27% дохода, бегают физики с заказами и соки на миллионы? Интернет-магазин? Не похоже.

Понятно, что Алексей хотел проиллюстрировать как можно больше средств защиты, но получился конь в вакууме. Почему не написано, в чем была аномалия входа этих 3%?

Последней каплей стало внедрение скрипта, который высвечивал перед каждым посетителем сайта уведомление с прокруткой о необходимости получения согласия на обработку персональных данных в соответствие с ФЗ-152 и GDPR, с полным разъяснением всех последствий от осознанного принятия клиентом всех условий предоставления ПДн компании. Анализ показал, что время, за которое клиент теперь стал доходить до процесса заказа увеличилось на 47 секунд, что привело к оттоку еще 11% покупателей.

Рукалицо. Алексей, какие 47 секунд? Моя бабушка, освоившая социальные сети, кликает на галочку секунд за 15. Если у нас GDPR, то мы в тренде со всем интернетом, которые тоже добавили подобную информацию. Получается, что пользователи, зайдя на сайт, уже привыкли к этому в других местах и просто не читают.

Покупатели не уходят, если товар им нужен (а как мы выяснили, у нас не обычный интернет-магазин).

Как видно, пример взят для запугайки с совершенно оторванными от жизни примерами. Потом люди, читающие Алексея, придут в свои компании и начнут их пересказывать, а на них будут смотреть, как на блаженных. Итог – информационная безопасность все дальше от бизнеса.

Прискорбно то, что Алексей делает это постоянно. Началось все с «зарабатывающего 10 млн долларов любителя порно», где не хватало самой малости – конкретики.

Да, да, дорогой читатель – тех самых пруфов, которые соединяют историю с реальностью. Мы в ИБ очень бережно относимся к информации, мы не называем фамилий и организаций, когда рассказываем кейсы, но они тем не менее остаются реальными.

Реальную историю от вымысла отличает ряд вещей (если мы не можем назвать ФИО, должность, организацию):

  1. Очертить сферу применения. В фантазии Алексея выше не понятно, что это за бизнес. Понамешано все в кучу. То, что актуально для ритейла, неактуально для телекома.
  2. Очертить взаимодействующие стороны. Что Степан Петрович генеральный директор, мы узнали под конец. А почему мы подставили какого-то Мишу, мы так и не узнаем.
  3. Очертить проблему. «Получаем меньше денег» — это не проблема, как бы Алексею не хотелось. Это следствие (кстати, очень полезно различать, если вы хотите говорить с бизнесом). А вот причины этого могут быть всякие разные. У нас могла банально дебиторка вырасти, просто задерживают оплату. И еще миллион причин.
  4. Описать последствия. Ну, тут все понятно.
  5. Описать решение (по желанию).
  6. Уж точно надо указывать подсистемы, которые не справились.
  7. Можно указывать вендоров и конкретные решения, которые справились.

Это те самые пруфы, которых очень не хватает в многочисленных историях, гуляющих в кулуарах многочисленных конференций. Из-за чего большинство из них напоминают анекдоты. Безопасники рассказывают их бизнесу с серьезными лицами, бизнес смеется. Сравните историю выше с реальной историей.

А на сегодня все, до новых встреч.

А где пруфы, Билли? Нам нужны пруфы: 3 комментария

  1. Уведомление: От форума к видео – путь графомана | Дудко Дмитрий - ddudko.ru

  2. Уведомление: От форума к видео – путь графомана – CHEPA website

  3. Уведомление: От форума к видео – путь графомана — user's Blog!

Добавить комментарий